Книги
Клуб спилиологов

ТРЕНИРОВКИ СПЕЛЕОЛОГОВ

8 10 10 15 16 16

7 10 10 12 15 18

4

5 5 6 7 9*

На 1-м году обучения тренировки должны быть направлены на общее укрепление организма, развитие выносливости и силы, выработку быстроты реакции, овладение навыками работы со специальным снаряжением: ознакомление с основами техники безопасности при передвижении в горах и под землей.



 

Для спелеолога более высокой квалификации задача тренировки — поддержание нагрузки в переходный период на более высоком уровне, чем годом раньше, но ниже, чем в предшествовавший основной период. В подготовительный и основной периоды повышается специфическая адаптация — развиваются сила, выносливость, специальные навыки.

В ходе тренировок необходимо вести постоянные наблюдения за ответными реакциями организма. При появлении симптомов перетренированности необходимы отдых и корректировка тренировочного плана. В качестве одного из достаточно простых элементов контроля за состоянием организма можно рекомендовать функциональную шаговую пробу Гарвардского университета, широко применяемую при проверке уровня подготовленности личного состава горно-спасательных служб. Проба заключается в серии подъемов на площадку высотой 0,5 м и опускании с нее в темпе 30 подъемов-опусканий в минуту в течение 5 мин. или до полного утомления (Т, сек). Работоспособность оценивается по частоте пульса через одну (а), 2 (б), 3 (в) мин. после окончания работы. Индекс работоспособности (И) определяется по формуле

И = а + б-j- в

При И менее 55 работоспособность плохая, 56—64 — ниже средней, 65—79 — выше средней; 80—89 — хорошая; более 90 — отличная (18).

123[4]