Книги
Клуб спилиологов

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СПЕЛЕОЛОГОВ

 

Центральным советом по туризму и экскурсиям принята ступенчатая система подготовки спелеотуриста от новичка до спелеолога, имеющего право самостоятельных исследований под землей. Эта система разработана в 1962—1963 гг. и апробирована в 1964—1965 гг Учебные планы и программы обучения утверждены в 1966 г а через 10 лет пересмотрены с учетом современного уровня спелеологии. В настоящее время эта система обучения рекомендована Международным спелеологическим союзом для применения в странах — членах МСС

Основные принципы системы обучения — последовательность и непрерывность обучения, постоянный обмен опытом. Основная задача — каждый   спелеолог должен получить знания и навыки, необходимые для безопасного прохождения необорудованных пещер, сложность ко торых отвечает уровню   его подготовки.   Формы обучения— спелеошколы, спелеолагеря, сборы инструкторов Этапы   обучения:   первый — получение первоначальных сведении о карстовых явлениях, об образовании пещер их использовании в народном хозяйстве;, ознакомление с принципами описания подземных полостей, снаряжением и   техникой   спелеотуриста; второй — закрепление полученных   знаний,   отработка    технических навыков приобретение опыта изучения карстовых полостей- третий—закрепление   приобретенного опыта прохождения и исследования пещер, ознакомление с техникой и тактикой спасательных работ, овладение приемами первой помощи    в пещерах; четвертый — приобретение знаний, умений и навыков инструкторской работы или руководства спелеопутешествиями.

Первоначальную подготовку спелеологи проходят без отрыва от основной деятельности в школах предлагернои подготовки (ШПП), организуемых комиссиями спелеотуризма местных советов по туризму и экскурсиям, либо на краткосрочных (7—10 дней) сборах. К предлагерной подготовке допускаются члены ДСО, достигшие 18 лет (не достигшие 18 лет проходят обучение через Дворцы пионеров и школьников), имеющие направление коллектива физкультуры, справку спортивного врача и прошедшие собеседование в приемной комиссии. Занятия проводятся на общественных началах в соответствии с «Организационно-методическими указаниями по подготовке кадров по спелеотуризму» и положением о ШПП, утвержденном соответствующим советом по туризму. При организации школы назначаются ее начальник и завуч, формируется инструкторско-тренерский состав и учебные отделения, разрабатываются и утверждаются учебное расписание и методические материалы для лекционных и практических занятий. Учебный план ШПП охватывает 16 тем (приложение 1). Проверка знаний и навыков слушателей проводится на семинарах, путем проведения контрольных работ и на практических занятиях. Слушатели школ, выполнившие зачетные нормативы и успешно сдавшие экзамены, получают удостоверения и допускаются к прохождению спелеолагеря 1-го года обучения.

Спелеолагерь — основная форма обучения спелеолога. Во время практических занятий и учебно-тренировочных выходов в пещеры III категорий сложности, проводимых под руководством инструкторов, а также во время зачетных выходов (инструктор выступает в роли наблюдателя с правом «вето») приобретаются необходимые навыки и опыт исследования пещер. Специфика условий пещер и их разнообразие таковы, что слушатели физически не могут за один год не только усвоить, но даже просто познакомиться с различными типами карстовых полостей, техникой и тактикой работы в них. Поэтому практикуется двухгодичная подготовка, в ходе которой приобретаются знания и навыки, необходимые для самостоятельного проведения исследований пещер разного типа до III А категории сложности включительно. По окончании всего курса спелеолог получает спелеокнижку.

Зачетный выход слушателями проводится самостоятельно под наблюдением инструктора. По результатам учебных выходов инструктор рекомендует начальника спуска, кандидатура которого утверждается инструкторским советом лагеря.

[1]2